У Лукашенко нет возможности играть в диверсификацию курса  
19 марта 2013 г. в 08:30

В настоящий момент евразийский вектор внешнеполитической линии российского руководства начал давать сбои. Тут и вопрос Байконура, и перевод казахской письменности с кириллицы на латиницу, и прочее. Я считаю, что во многом это стало следствием того, что Нурсултан Назарбаев постепенно теряет контроль над элитами.

В результате надежный союзник России Казахстан начал притормаживать в плане евразийской интеграции. Узбекистан дрейфует от России достаточно давно, Таджикистан тянет с утверждением нашей военной базы. Поэтому, как мне кажется, в качестве альтернативного вектора, дополняющего евразийский проект, российское руководство пытается воздействовать на руководство Украины и Белоруссии с целью достижения более тесной экономической интеграции.

Определенные предпосылки для этого есть. На мой взгляд, у Лукашенко нет возможности играть в диверсификацию курса, к тому же для модернизации своей экономики Белоруссия нуждается в значительных средствах. Как показывают расчеты экономистов, для модернизации производства Белоруссии требуется не менее 10 млрд долларов ежегодно. Часть средств планируется получить путем приватизации, а часть – кредитами из России. Здесь есть возможность получить в обмен на кредиты и политическую лояльность.

Читать далее

Тирасполь не знает, что будет завтра в Молдавии  
22 февраля 2013 г. в 08:30

Пресса пишет, что очередной раунд переговоров по вопросу Приднестровья зашел в тупик. Корни проблемы заключаются в том, что в самой Молдавии борются три силы: одна выступает за вхождение в Европу путем присоединения к Румынии, вторая группа выступает за сближение с Россией, за вступление в Таможенный союз, а третья группа отстаивает идею суверенитета страны и проведения разнонаправленной политики. Третья группа хотела бы развития добрососедских отношений и с Москвой, и с Брюсселем.

Симпатии населения Молдавии поделились пополам: кто-то считает, что перспективнее для страны было бы развивать партнерство с Россией, а другая часть полагает, что надо развивать отношения с братским румынским народом. То есть, на мой взгляд, у молдавского государства нет стратегической линии и неясна геополитическая перспектива. Мне кажется, это и приводит к тому, что приднестровский вопрос завис.

Кроме того, в молдавской элите наблюдается тактическое противостояние. Фактически распалась проевропейская коалиция в парламенте, коммунисты по некоторым тактическим вопросам голосовали вместе с либеральными демократами Владимира Филата, и я рассматриваю это как сигнал ему к возможному сближению. Думаю, Приднестровье хочет взять паузу и понаблюдать, чем же завершится парламентский кризис в Молдавии. Так что время для переговоров было выбрано неудачно, потому что Тирасполь не знает, что будет завтра в Молдавии, какие силы придут к власти и не пересмотрят ли они договоренности постфактум.

Читать далее

Отмена выборности губернаторов вредит власти  
6 февраля 2013 г. в 08:30

В связи с тем, что озвучивается идея разрешить регионам отменить прямые выборы губернаторов, я хотел бы сказать следующее. Мне кажется, власть начала политику восстановления статус-кво. Уступки, которые обещались оппонентам, видимо, сейчас считаются необязательными, и поэтому можно пытаться вернуть ситуацию на круги своя.

На мой взгляд, отмена выборности губернаторов вредит власти, а не облегчает ей жизнь. Избранные губернаторы являлись гарантами стабильности на местах, и, как показывает практика, назначенные губернаторы – гораздо более слабые персоны, которые зачастую неспособны контролировать ситуацию на уровне субъектов Федерации.

Мне кажется, что, отменяя выборность губернаторов, власть может подпилить сук, на котором сидит. Это – достаточно спорное решение, хотя оно вполне мотивировано тем, что оппозиция в какой-то мере потеряла драйв, который имела; ветер не дует в паруса оппозиции. Это в какой-то мере привлекло к успокоенности власти, ее расслаблению, но мне это кажется весьма и весьма преждевременным.

Читать далее

Идет борьба между правительством и Администрацией Президента  
28 января 2013 г. в 08:30

Судя по всему, в настоящий момент идет «перетягивание каната» между Правительством Российской Федерации и Администрацией Президента. Это во-первых, а во-вторых, идет перекладывание ответственности за исполнение социальных обещаний, данных в рамках предвыборной кампании Владимира Путина, между федеральной и региональной властью. Обещания Путина были достаточно солидные, и сейчас власть стремится изыскать источники для их реализации. При этом регионы России уповают на федеральный центр, а, соответственно, федеральный центр считает, что именно субъекты Российской Федерации должны поскрести по сусекам и изыскать региональные ресурсы.

Как мне кажется, наша либеральная часть истеблишмента не заинтересована по целому ряду оснований в проведении активной социальной политики, поскольку, с их точки зрения, это будет способствовать отходу России от либеральной социально-экономической модели. Я не исключаю, что либеральная часть бюрократии будет пытаться блокировать исполнение социальных обязательств.

Здесь я вижу стремление Владимира Путина возложить исполнение социальных обязательств на Правительство Российской Федерации, а правительство должно продемонстрировать эффективность в исполнении поручений главы государства. Думаю, поэтому Шувалову и поручили возглавить новую структуру по реализации этих социально-экономических обещаний.

Читать далее

Советский Союз проиграл «имиджевую войну»  
18 января 2013 г. в 08:30
Как мне представляется, оптимизация имиджа России является насущной проблемой. Я бы сказал, что надо подходить комплексно, потому что наша страна должна улучшать свой имидж не только на Западе, но и в СНГ, и в странах третьего мира. Для нас небезразлично не только мнение Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции, но и Бразилии, Южной Кореи, Китая и других. Но при этом нужно понимать, что старые механизмы выстраивания имиджа далеко не всегда эффективны. Сейчас наблюдается тенденция к тому, чтобы возродить былые старые добрые советские формы продвижения интересов страны за рубежом и создания позитивного имиджа. Как бы то ни было, надо сказать, что Советский Союз проиграл «имиджевую войну», поэтому брать на вооружение все технологии и методы, которые были тогда, на мой взгляд, нецелесообразно. Что-то действительно могло бы быть полезным – например, фестивали молодежи и студентов, которые проходили в свое время и служили для «раскрутки» Советского Союза. А вот идеи создания медиаимперии, которая бы работала на внешнюю среду, на мой взгляд, утопичны. Нужно понимать, что начало XXI века требует новых технологий, методов и подходов. К сожалению, пока таких не наблюдается.
Читать далее

2012 год был годом мировой турбулентности  
9 января 2013 г. в 08:30

2012 год, несмотря на прогнозы, делавшиеся в 2011 году, не стал временем кардинальных перемен. Властям в результате удачных и эффективных маневров удалось стабилизировать ситуацию, удержать ее под своим контролем и получить преимущество. Другое дело, что ушедший год не стал временем выработки стратегического курса страны, а этого тоже ждали. Таким образом, главным итогом 2012 года с политической точки зрения стала «ничья» с преимуществом власти.

Также важным событием является избрание Владимира Путина президентом. Третий президентский срок – это совсем не то же самое, что первый или второй. Вместе с тем у главы государства есть возможность проявить себя как антикризисного менеджера. Опыт у него есть.

Что касается внешнеполитического фактора, то 2012 год был годом мировой турбулентности. Это касается арабского мира, где произошли революции, Европы, столкнувшейся с вызовами сепаратизма и проблемами экономического кризиса, и Соединенных Штатов Америки, которые все более утрачивают моральное право на лидерство в мире.

Читать далее

Власть стоит на распутье относительно выбора приоритетов  
23 декабря 2012 г. в 08:30

В настоящий момент власть стоит на распутье относительно выбора приоритетов. Чем больше усиливается на нее либеральное давление, тем более жесткий и консервативный ответ дает власть.

Другой вопрос, что ответ происходит прежде всего на словах, а не на деле. Конечно, можно сказать, что закон о запрете усыновления детей в отношении Штатов является реальным шагом, что видно по болезненной реакции, но это все-таки исключение из правила. Таким образом, Владимир Путин обозначил консервативный тренд, но пока что только вербально.

В то же время его конференция произошла после послания президента Федеральному Собранию и была призвана продемонстрировать, что власть готова к диалогу с медиасообществом. Диалог прошел в достаточно острой форме. Президент держался уверенно, несмотря на острые вопросы, демонстрируя неуступчивость по отношению к своим либеральным оппонентам. Подводя общий итог конференции, считаю, что его выступление было довольно удачным.

Читать далее

Руководство страны наметило план новой индустриализации  
12 декабря 2012 г. в 08:30

По сообщению ряда СМИ, Россия выходит из Киотского протокола. В Дохе закончилась Всемирная климатическая конференция ООН, и ряд государств взяли на себя определенные обязательства. Россия ранее участвовала в Киотском протоколе, но следующий период его действия уже пройдет без нас. Это важное и, на мой взгляд, верное решение.

Дело в том, что изначально Киотские договоренности были многоплановыми и содержали в себе значительную долю субъективизма. Например, Соединенные Штаты вообще отказались в них участвовать. Соглашение налагало ограничение на выбросы парниковых газов в окружающую среду, а потом началась торговля квотами на выброс в рамках Киотского протокола. То есть те страны, которые не использовали в полной мере свою квоту, могли продать неиспользованную часть желающим, и тут возникли политические проблемы.

А что касается России, то руководство страны наметило план новой индустриализации, и такого рода ограничения могут привести к ограничению и возможностей производства в нашей стране, и возможностей гибко реагировать на ситуацию. Поэтому российская делегация поступила правильно, особенно с учетом того, что ее конструктивные предложения были проигнорированы.

Читать далее

У российской власти нет четко сформулированной стратегии  
30 ноября 2012 г. в 08:30

У падения рейтинга власти есть ряд причин. Как мне кажется, власть демонстрирует некую невнятность социально-экономического курса. Многие их тех, кто голосовал за Владимира Путина, ожидали от него активных действий, направленных на повышение конкурентоспособности, инновационности страны, на выработку эффективной стратегии.

Ждали и кадровых перемен, а их, по сути, нет, не считая отдельных случаев, которые сопровождаются скандалами. Это только бьет по авторитету власти, но практически не происходит того, что от нее ждали. То есть власть не предпринимает попыток модернизации. Четко сформулированной стратегии нет, как нет и ответов на запросы общества. Я сейчас говорю не о либеральном, а о державно-патриотическом запросе.

Электорат рассчитывал на то, что Путин с новыми силами включится в процесс реконструкции страны. Но, на мой взгляд, этого не произошло. С другой стороны, тотально негативных изменений тоже нет. Я подчеркиваю, что в деятельности власти не ощущается серьезных проблем, но если власть будет действовать по инерции, то ситуация начнет ухудшаться.

Читать далее

Власть будет в значительной мере опираться на силовиков  
16 ноября 2012 г. в 08:30

Пост министра обороны является зоной риска, но дает возможности как для карьерного самоутверждения, так и для карьерного взлета. Нужно отметить, что эта должность ключевая в структуре российских силовых ведомств. В настоящий момент, когда ситуация в стране является турбулентной, власть, я думаю, будет в значительной мере опираться на силовиков. В этой связи данный пост становится едва ли не стратегическим. Кроме того, в предыдущий период было накоплено столько проблем, что, решая эти вопросы, можно получить значительную популярность не только в армии, но и в целом в обществе.

Я считаю, что Сердюков в армии был непопулярен, а если говорить о Шойгу, то его встретили тепло и позитивно в военной корпорации. Однако он человек скорее гражданский, чем военный, хотя долгое время возглавлявший полувоенное министерство по чрезвычайным ситуациям. Таким образом, был выбран компромиссный вариант: Шойгу в той или иной степени принадлежит к силовой корпорации, но он относительно гражданский человек, тесно связанный с гражданским руководством России.

Читать далее